День славянкой письменности и культуры в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре г. Ступино.

24 мая 2015 года в воскресной школе Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря г. Ступино был проведен открытый урок, посвященный жизни и подвигам св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Организаторами мероприятия были Паткина Галина Григорьевна – руководитель воскресной школы и клирик обители, духовник воскресной школы – священник Константин Живогин. В ходе открытого урока, на котором присутствовали также и родители детей, прошла беседа с детьми о житии и подвигах св. равнап. Кирилла и Мефидия, о значении трудов этих святых для России. Были проведены практические занятия.

Игумения Агния (Сударикова)

Празднование 70-летия Победы в ВОВ

Поддерживает надежда, что их эстафета будет подхвачена.

 Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!
поэт Константин Симонов.

 

Члены Совета Общественной палаты Ступинского муниципального района, сотрудники Центра «армеец» и родительский актив воскресной школы во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре в честь 70-летия Великой Победы организовали и провели встречу воспитанников школы с ветеранами Великой Отечественной войны и жительницей блокадного Ленинграда.

 Память… Святое человеческое чувство. Она живёт в нашем сознании вечно. И не просто живёт, а зовёт всё новые и новые поколения людей на подвиги, ровняя дела сегодняшние на свершения героев прошлого. Никогда не изгладится в памяти человечества 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Начавшись 22 июня 1941 года, четыре долгих года полыхала страна в страшном и огне войны, безжалостно ломая человеческие судьбы. Человечество за всю историю военных конфликтов не знало столь разрушительных и кровопролитных столкновений. На чашу весов было брошено всё, что создавалось умом и руками поколений на протяжении многих столетий.

Тяжесть войны, ворвавшейся в каждый город, село, деревню, в каждый дом и в каждую семью, легла на плечи всего военного поколения, включая детей и стариков. Именно они вынесли весь груз военных, а потом ещё и послевоенных лет. Именно благодаря их стойкости и мужеству было уничтожено великое зло, имя которому – фашизм.

О тех трагических и в то же время героических годах середины прошлого века поведали детишкам Лия Михайловна Муратова, активисты ступинского Совета ветеранов  Константин Романович Космачев, Борис Иванович Коняшин и Василий Дмитриевич Култин.

«Немецкое командование рассчитывало захватить Ленинград за три недели с начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на главной площади города, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Аврора». Но триумфального марша не получилось, — начала свой рассказ жительница Каширы Л.М. Муратова, которая в начале войны была ровесницей многих нынешних воспитанников воскресной школы. — Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма…блокада.

В сентябре 1941 года в жизни ленинградцев появилось новое слово — «Блокада» — тогда еще никто не представлял последствий этого явления, Об ужасах постоянных налетов авиации, голоде и очередях за хлебом написано и рассказано много раз. Но чаще всего вспоминают 125 блокадных грамм хлеба и карточки.

С 20 ноября стали выдавать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей, детской и иждивенческой. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…» — писала ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, всю блокаду проработавшая в Ленинграде.

Но что это был за хлеб? Только на 50 % он состоял из дефектной ржаной муки. Еще в него входили 15% целлюлозы, по 10% солода и жмыха, по 5 % обойной пыли, отрубей и соевой муки. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низко калорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть…

Вот таким он был ленинградский блокадный хлеб. Свой кусочек я не сразу съедала. Откусывала по маленькому кусочку и сосала, так меньше хотелось есть».

Свои воспоминания Лия Михайловна сопровождала демон-страцией фотографий блокадного Ленинграда, а основатель и бессменный руководитель воскрес-ной школы Галина Григорьевна Паткина показала карточки военной поры на хлеб и продукты, которые сохранились у нее от мамы и старшей сестры.

«Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема — не было воды, — продолжила встречу Л. Муратова. — Кто мог и кто жил ближе к Неве, брели на Неву за водой. Люди стояли с бидонами, с чайниками и просто с кружками. К кружкам привязывали веревочки и ими черпали воду. Детей тогда боялись отпускать из дома, опасаясь, что их съедят обезумевшие от города горожане.

Существовало два вида блокадного огня. Один людей согревал. Печки тогда топили книгами и старой мебелью. В этом случае печь горела долго и жарко. Но был и другой огонь. Он падал с неба в виде немецких зажигательных авиабомб. И поэтому те, у кого оставались силы, поднимались на крышу и дежурили там. И если бомба все-таки падала на дом, то ее нужно было аккуратно взять при помощи специальных щипцов и бросить с специально приготовленное для этого ведро или бочку с песком.

Вплоть до апреля 1942 года по «Дороге жизни», проложенной по Ладожскому льду непрерывно двигались автоколонны к Ленинграду с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных. И лишь в январе 1943года удалось прорвать блокадное кольцо. Была восстановлена связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Час окончательного освобождения и снятия блокады пробил лишь 27 января 1944 года. 900 дней и ночей Ленинград был в огненном кольце блокады, во время которой погибло более восемьсот тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

С большим вниманием слушали не только дети, но и взрослые рассказ К.Р. Космачева, который рассказал им о подвиге ступинцев и однополчанах. О себе Константин Романович старался не упоминать. «Я был солдатом, как и многие миллионы моих ровесников тех фронтовых лет. И каждый день мог для многих из нас стать последним». «Я прошу вас, берегите мир и помните о тех, кто его сохранил для грядущих поколений, нередко ценой своей жизни», — напутствовал ветеран.

Было видно, что те, чье детство и юность пошли в грозные годы войны, , едва сдерживали волнения и слезы. Уму непостижимо, как они, пожилые люди, порой с трудом передвигающиеся, в состоянии выдержать столь огромные нагрузки – и физические, и эмоциональные, откуда черпают силы. Впрочем, есть тому объяснение. Это – радость, что есть надежная смена – прекрасные ребята, которые учатся понимать, что такое честь, совесть, доброта, что такое Родина. Поддерживает надежда, что их эстафета будет подхвачена.

«Сегодня прошел настоящий «Урок мужества», в котором педагогами стали те, кто приближал, каждый по-своему, победный май 1945 года, — подвел своеобразный итог встрече председатель Общественной палаты района полковник запаса Константин Борисович Гусев. – И очень приятно сегодня видеть радостные лица детей, их родителей и наставников. Конечно, время истории не остановить, но историю своего народа надо знать, ее надо помнить, тем более историю Великой Отечественной войны».

В память о встрече и 70-летии Великой Победы воспитанники воскресной школы исполнили песни, рожденные во время войны, которым подпевали все взрослые.

Идут года, стирая с земли напоминания о самой страшной в истории человечества Великой Отечественной войне. Но время не властно над благодарной памятью потомков и бессильно ослабить память человечества о стойкости и мужестве советских людей, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного подвига. Память о войне – жива. Сохранение истинной памяти об участниках этих страшных событий – долг и дело чести любого из нас.

 Игорь Кучменко