Преподобный Владимир Белопесоцкий
Родился будущий подвижник около 1450 года в Ржеве и в мирской жизни носил имя Василий.
Ситуация в Ржеве XV века была неспокойной. Этот город в верховьях Волги занимал
видное стратегическое положение и привлекал к себе внимание главных политических
игроков региона того времени: князей Московского княжеского дома, литовских правителей,
великих князей Тверских, правящей боярской верхушки Новгорода Великого — знаменитых
«золотых поясов». Ржев неоднократно менял владетелей, будучи хорошей «разменной монетой»
в политических играх. Находившийся с 1390 года во владении князя Владимира Андреевича
Серпуховского, героя Куликовской битвы, Ржев в начале XV века перешел к великому
князю Московскому Василию I Дмитриевичу. Волей нового правителя в городе были возведены
улучшенные укрепления. Чуть позже Ржев, а также Владимир, Переяславль-
В середине 1440-
Как видим, Василий, будущий преподобный Владимир Белопесоцкий, появился на свет в многострадальную для Ржева пору. Родился ли он при литовской власти или в период правления Дмитрия Шемяки, а может быть, — уже Бориса Александровича, неизвестно. Характерно, что его монашеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Это вполне соответствует традиции, распространившейся на Руси с конца XIV века и довольно долго господствовавшей впоследствии. Согласно преданию, преподобный происходил из детей боярских (в «Летописи 1868 года» — «меньших славных бояр») и сперва посвятил себя мирскому служению воеводы. В синодике Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645 году, переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.
Знатное происхождение в эпоху Средневековья не только обеспечивало особое положение
на иерархической лестнице разделенного социальными ступенями общества, но и обуславливало
воспитание, образование, взгляды человека. Стоит учесть, что рожденному в тереме
иноческий путь давался заметно тяжелее, чем человеку, первый крик которого раздался
в крестьянской избе. Вот что пишет по этому по, историк Н. С. Борисов в книге «Повседневная
жизнь средневековой Руси накануне конца света»: «Выходцам» среды знати всегда было
гораздо труднее вступить на «путь совершенства» нежели простолюдинам. Во-
Конечно, «сын боярский» Василий (будущий преподобный Владимир Белопесоцкий) не
принадлежал к числу самых сливок древнерусской аристократии, и его мирская карьера
воеводы не обязательно была связана со служением московскому княжескому дому — даже,
скорее всего, наоборот, он находился на службе у тверских князей. Но происхождение
приближало его к выдающимся представителям русского монашества, выходцам из аристократической
среды, гораздо больше, чем к черни, и общая закономерность монашеского пути знатного
человека XV века вполне прослеживается на его примере. Преподобный Владимир принял
монашеский постриг в Варлаамо-
Шло время, и святой Владимир Белопесоцкий все больше склонялся к мысли основать
собственный монастырь. Когда он оставил пределы Новгорода Великого, как долго скитался
в поисках места для учреждения новой обители, неизвестно. В любом издании, где речь
заходит об основании Белопесоцкого монастыря, говорится, что возник он в конце XV
века. Действительно, обитель преподобного Владимира и сам ее основатель впервые
упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского князя Мухаммед-
Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень
всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием
(Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал
преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский,
Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского
уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской
и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная
несудимая грамота со стороны Абдул-
Год, день и час смерти преподобного Владимира Белопесоцкого неизвестны. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Писцовая книга Каширского уезда 1578—1579 годов добавляет к этим сведениям, что «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Если от даты последнего прижизненного упоминания преподобного (1522 год) отнять семьдесят два, то и получится приблизительная дата его рождения — 1450 год. Однако последнее прижизненное упоминание не говорит о том, что человек умер тогда же или вскоре после того. Впрочем, никаких других зацепок у нас все равно нет, поэтому и приходится опираться на приблизительные расчеты.
Местное почитание преподобного Владимира существовало в Белопесоцком монастыре не
позднее середины XVII века. Об этом говорит вклад протоиерея каширского собора Митрофана,
относящийся к 1645 году: он дал тогда в обитель пелену на гробницу у начальника преподобного
игумена Владимира» («средина камкова-