ТРОИЦКИЙ СОБОР

Главным храмом Белопесоцкого мона­стыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения опреде­ляется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние по­роги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир». До настоящего време­ни неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче… тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми дос­ками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две сереб­ряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление со­бора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кром­ка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.

В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, располо­женных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под га­лереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени собор­ный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывози­лись много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.

11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского исто­рико-культурного центра с гостинич­ным комплексом (ИКЦ ГК). Разрабо­тали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономиче­ские предложения использования оби­тели в качестве ИКЦ ГК предусматри­вали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдель­ное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.

После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.